Доступная среда – безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ОВЗ и с инвалидностью является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Цель создания доступной среды — формирование условий для обеспечения равного доступа детей с ОВЗ и с инвалидностью, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации:
- формирование безбарьерной школьной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью;
- развитие инклюзивного образования;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.
Нормативные правовые акты обеспечения доступной среды:
- Федеральный уровень:
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с последующими изменениями);
Приказ от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (с последующими изменениями).
- Региональный уровень:
Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность» (с последующими изменениями);
- Локальные акты МОУ «НОШ № 10»:
Соглашение о мерах, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов при оказании услуг;
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МОУ «НОШ № 10».
Существует семь принципов доступной среды:
- Принцип равенства и доступности среды для каждого – предоставление одинаковых средств для всех пользователей во избежание олицетворения отдельных групп населения.
- Гибкость в использовании среды — дизайн устраивает многих лиц, их потребности и возможности.
- Простота и интуитивность использования независимо от опыта, образования пользователей, языкового уровня и возраста.
- Восприятие информации, несмотря на сенсорные возможности пользователей.
- Терпимость к ошибкам пользователей — доступная среда уменьшает возможные последствия неожиданных и непреднамеренных действий.
- Не приводит к усталости — доступная среда рассчитана на незначительные физические ресурсы пользователей.
- Наличие необходимого размера и пространства при подходе, подъезде и различных манипуляциях, несмотря на физические размеры, состояние и мобильность пользователя.
Реализация основных принципов доступной среды в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
- социальная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные рабочие кабинеты:
- кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда № 201;
- кабинет социального педагога №214;
- зал хореографии № 218.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека состоит из двух залов:
- зал выдачи книг
- зал для чтения и для отдыха
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью обеспечены бесплатными учебниками
- иной учебной литературой
Специальные условия питания
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным двухразовым питанием.
Специальные условия охраны здоровья
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.